Посетите святые места и уникальные духовные реликвии, известные во всей православной традиции
Арзамас — это место, где богатое духовное наследие соединяется с величественной архитектурой и искренней верой, делая каждый визит поистине незабываемым.
Сегодня город остаётся важным местом для изучения истории православной России.
Узкие улочки, вековые традиции и гостеприимство местных жителей делают пребывание здесь особенным. Город приглашает к духовным размышлениям, молитве и умиротворению.
Арзамас также известен как центр русской культуры и образования. Здесь развивались традиции иконописи и духовного просвещения.
Город сохранил особую атмосферу спокойствия и уединения, которая способствует духовному обогащению. Его часто посещают паломники, чтобы прикоснуться к святыням, помолиться и найти умиротворение.
Основанный в 1578 году, Арзамас стал одним из важнейших центров православной культуры на Руси.
Это древний город Нижегородской области, который славится своей богатой историей, архитектурным наследием и духовными святынями.
Арзамас называют «городом церквей» благодаря многочисленным храмам, монастырям и святым местам.
Это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская задолго до канонизации Серафима Саровского.
В обители ведутся восстановительные работы. В 2013 г. завершены работы по реставрации и вновь освящены храм в честь преподобного Серафима Саровского и храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
Но община продолжала существовать до 1927 года. В 1927 году монастырскую общину распустили. На территории монастыря разместили Детгородок, школу крестьянской молодежи, кошмовальную артель и Дом инвалидов.
4 ноября 1893 года матушка Евпраксия скончалась и преемницей первой настоятельницы монастыря стала игуменья Нектария.
К 1888 году монастырь стал нештатным, то есть содержал себя сам за счет доходов и не получал государственного содержания.
Храм был сделан в два яруса: нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний ( в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений. С западной стороны корпуса расположилась колокольня.
В 1882 году был заложен больничный корпус – большое трехэтажное здание для приюта больных и престарелых. В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь.
Монастырю принадлежала каменная часовня в Нижнем Новгороде, построенная в 1870 году архитектором Л. В. Далем.
24 ноября 1885 года в этом корпусе была освящена домовая церковь в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В нижнем этаже корпуса расположились кельи монахинь и службы, а в верхнем этаже размещалась школа живописи, мастерская живописи, мастерская отделки икон и киотов, мастерские финифти и мозаики.
В середине 1870-х годов в монастыре начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской.
В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы Живоносного Источника.
Доход от живописных работ, от умелого хозяйствования позволил строиться и развиваться монастырю.
Святейший Синод 27 сентября 1885 года издал указ об объявлении иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» чудотворной.
Этот образ был написан в 1879 году послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой.Ей разрешено было скопировать икону Знамения Пресвятой Богородицы, купленную благодетелем монастыря у художника Павла Семёновича Сорокина.
При утверждении общины Александр II пожаловал 600 десятин земли. На этом хуторе, получившим название «Царская дача», впоследствии был образован Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря.
В короткое время в Понетаевке собралось более 20-ти сестер.
Вскоре сестры, любившие Гликерию и желавшие жить с ней, стали покидать Дивеевскую обитель и переселяться на жительство в Понетаевку.
Елизавета Копьева знала отца Серафима, бывала и в Саровском монастыре, беседовала с батюшкой. Она имела горячее стремление в молодости поступить в монахини, но батюшка Серафим это запретил ей и однажды слезно просил, «чтобы не оставила она «сирых» его, сестер Дивеевской обители» и даже поклонился ей.
Первым порывом сестер было пойти в Саровский монастырь к могилке Серафима Саровского, чтобы там над могилой своего бывшего руководителя и духовного наставника выплакать свое горе, просить его и Бога о благословении и помощи, прибежища и приюта.
В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил, для восстановления порядка, 6 марта 1862 года удалить из Дивеевской общины Гликерию Занятову и еще двух сестер.
Первая Церковь построена в 1823 году. В 1861 году при выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова. Но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором.
Серафимо-Понетаевский Монастырь. Скит от Серафимо-Дивевского монастыря.
В настоящее время Понетаевская обитель возрождается как скит Серафимо-Дивеевского монастыря.
Женская община была учреждена императором и утверждена Святым Синодом 11 ноября 1864 года.
В настоящее время идет постепенное возрождение обители как скита Серафимо - Дивеевского монастыря.
В 1917 году волна погромов прокатилась по монастырским хуторам, после революции вся земля, продукты, сельхозинвентарь, скотина были переданы крестьянам.
Всего было зафиксировано официально 70 случаев исцеления.
Славу монастырю принесла чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы».
Здесь же Гликерия Занятова и вспомнила Елизавету Алексеевну Копьеву, проживавшую в селе Понетаевка.
Копьева приняла невольных Дивеевских отшельниц с любовью и дала им приют.
Свято-Николаевский женский монастырь
Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения.
Несмотря на лояльное отношение к большевикам, в 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт.
15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству.
В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии.
Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа.
В дальнейшем, обители покровительствовал царь Василий Иванович Шуйский, который в свое недолгое правление успел подарить монастырю мельницу.
До закрытия монастыря в ХХ столетии на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие.
С 1764 года являлся общежительным женским монастырем III класса.
На первом этаже храма размещалась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Новый большой пожар случился в 1726 году. Однако трудами сестер и жителей города обитель вновь поднялась. На месте деревянной теплой церкви в 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления.
Лишь в 1683 году была отстроена и освящена первая каменная Никольская церковь.
Большую помощь монастырю оказывал также царь Михаил Федорович.
Теплый Богоявленский храм вскоре был восстановлен на благотворительные средства и был единственным в обители около 30 лет.
Известно, что в 1588 году в дар новому монастырю была принесена резная скульптура Николы Можайского.
В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания.
Первые строения обители просуществовали до большого пожара первой трети XVII века, когда, кроме монастыря, сгорела и арзамасская крепость.
В монастыре проживало более 200 насельниц.
Время основания Свято-Николаевского женского монастыря точно не установлено. Предположительно обитель возникла около 1580 года.
В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к Епархии которых принадлежал Арзамас.
Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне).
Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью.
Первым наместником обители стал иеромонах Паисий (Яцко), ставший впоследствии игуменом, при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви.
При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.
Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.
В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря.
За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни и выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.
Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь.
На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II.
К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии. Все строения монастыря были деревянными.
В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни.
Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.
Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.
Спасо - Преображенский монастырь был закрыт в 20 годы прошлого столетия. а в 2005 году Статус монастыря был восстановлен.
К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса.
В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву.
Арзамас