Посетите святые места и уникальные духовные реликвии, известные во всей православной традиции
Официальное открытие Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря состоялось в 1991 году.
Монастырь в селе Дивеево работал вплоть до 1927 года. Затем всё изменил приход советской власти. Послушницам, монахиням и священникам пришлось покинуть эти земли.
Именно он стал попечителем основанной матушкой Александрой общины, которая в 1861 году получила статус монастыря.
При жизни матушки Александры в селе Дивеево появился молодой иеродиакон из соседнего села Сарова, подвижник православной церкви, признанный потом великим русским святым.
В 1773–1774 годах у матушки Александры были видения: Дева Мария звала её идти на север и найти место для последнего удела.
Её появление связано с именем Агафии Мельгуновой, дворянки из Нижнего Новгорода, вдовы богатого помещика. Она потеряла мужа в 30 лет и решила посвятить себя Богу, приняла монашество и вошла в историю как матушка Александра.
Монашеская община в селе Дивеево образовалась во второй половине XVIII века.
Она уверовала и отправилась в эти земли. На её средства в Дивеево была заложена Казанская церковь.
В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.
Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.
В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана.
Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы.
К 1733 г вокруг монастыря была сооружена каменная ограда с семью башнями.
Между собором и трапезной церковью в 1771 г была поставлена небольшая часовенка над гробом Лукиана, основателя обители. При Больничной палате в 1714 г была сооружена церковь Екатерины.
В конце столетия развернулось строительство каменных келий: в 1690 г был построен Казначейский корпус, в 1696 г - Хлебные (Настоятельские) кельи и Больничная палата, а в 1712 г - собор Рождества Богородицы, освященный в присутствии сестер царя Федора, царевен Марфы и Феодосии.
До 2-й пол. 17 в. все постройки монастыря оставались деревянными, а в 1680-84 гг. по заказу царя Федора Алексеевича была сооружена каменная трапезная церковь Богоявления с приделом Федора Стратилата, небесного покровителя царя.
При нем обитель стала широко известна своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1657 г. был он настоятелем и скончался в глубокой старости 24 августа 1681 г.
В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих.
Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре.
Свято-Лукианова мужская пустынь
Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.
Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями.
В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека.
Продолжателем дела прп. Лукиана стал прп. Корнилий.
Лукианова пустынь опекалась государями Феодором, Иоанном и Петром Алексеевичами, другими лицами царского рода.
Свято-Успенский женский монастырь
Особенную известность приобрела Слобода при царе Иоанне Васильевиче IV, когда на 17 лет (1565-1582) стала столицей учрежденной им опричнины.
В Покровской (ХVI в.), Успенской (ХVI в.) и Распятской (ХVI в., под колокольней) церквях и больничном корпусе размещены экспозиции музея-заповедника «Александровская Слобода».
Троицкий собор (1513 г.), Сретенская церковь (конец ХVП в.) и Надвратная церковь вмч. Феодора Стратилата (1682 г.) – переданы монастырю.
.В 1891 году в Успенской обители была открыта церковно-приходская школа для девочек, в 1894 году построен странноприимный дом за оградой, в 1905 году освящена построенная монастырем у городского железнодорожного вокзала церковь во имя преп. Серафима Саровского.
Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает 6 каменных храмов.
Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.
Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода.
Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.
В 1764 году, при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны.
Были построены надвратная церковь во имя великомученика Феодора Стратилата (1682 г.), Сретенская церковь с больничными келиями (кон. XVII в.), палаты царевны Марфы (ок. 1698 г.), келейный корпус (1682 г., 1858 г., 1890 г.), каменная ограда с башнями.
Архитектурный ансамбль обители в эти годы принял вид, который с некоторыми изменениями сохраняется до настоящего времени.
С 1662 г. духовником монастыря стал преп. Корнилий (+1681). При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200.
В 1654 году монастырь посетил Патриарх Никон, дав благословение обители и разрешение на освящение Успенской церкви.
В это время были перестроены две каменные церкви — Троицкая (ныне Покровская) и Успенская, и каменная шатровая колокольня.
В 1582 г. царь покинул Слободу, и она стала приходить в запустение, а во время польско-литовской интервенции была разорена.
Возрождение этого места связано с основанием в 1651 г. монастыря при Успенской церкви по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа строителем близлежащей Богородице-Рождественской пустыни прп. Лукианом.
Обитель была основана как мужской монастырь в середине XIV столетия преподобным Стефаном Махрищским, в прошлом монахом Киево-Печерского монастыря.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь
В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Троицкого храма обители.
25 ноября 1997 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.
В 2004 году монастырь обрел статус ставропигиального.
В 1997 году над местом упокоения святого был восстановлен храм в его честь, разрушенный в годы войны, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака, в прежнем облике был восстановлен храм прп. Стефана Махрищского.
В 1996 году в обители начались раскопки: был открыт фундамент Стефановского храма и могила преподобного.
В конце 80-х начале 90-х годов на месте уничтоженного Троицкого собора и Стефановского храма находилась спортплощадка, крытая асфальтом, где под спудом почивали мощи святых угодников Божиих.
Махрищский монастырь, основанный как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 году стал самостоятельным.
В 1993 году в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы во главе со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре настоятельницей.
Обительпредстояло возрождать из руин.
В 1922 году обитель закрыли, в 1942 году были взорваны колокольня, Троицкий собор и храм преподобного Стефана.
Были заново выстроены Троицкий собор, храмы преподобного Стефана Махрищского, святых апостолов Петра и Павла и надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского.
В 1615 году разоренный поляками монастырь пришел в запустение и был приписан к Троице-Сергиевой обители.
После смерти своего основателя обитель переживала самые разные времена: и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь игумена Махрищского преподобного Стефана.
В 1557 году настоятелем монастыря стал святитель Варлаам, будущий епископ Суздальский. Он собрал все сведения о жизни первооснователя обители и вскоре было составлено Житие и Служба преподобному Стефану.
Новый его расцвет связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника.
Постепенно, шаг за шагом, оно приобретает былую красоту.
Эти обстоятельства не помешали в 1928 году закрыть храм и превратить его в безликий кирпичный барак.
Он построен в 1904 году в русском стиле и был главным украшением привокзальной площади. Да и во всем городе немного было таких живописных зданий, необыкновенно изящных, с затейливым декором.
Храм Преподобного Серафима Саровского
Храм- первый в России, освященный во имя преподобного Серафима Саровского.
1 сентября 2003 года помещение храма было возвращено Владимирской епархии в очень тяжелом состоянии.
Коломна